Али-Вячеслав Полосин: “Целенаправленной работы по богословскому разоблачению радикализма не было”

http://www.caucasustimes.com/article.asp?id=21054
ПРАГА, 8 июля, Caucasus Times. Доктор философских, кандидат политических наук, видный представитель мусульманской общественности России. Директор Научно-просветительского центра «Аль-васатыя - умеренность (Россия)». Советник председателя Совета муфтиев России, главы Духовного управления мусульман европейской части России муфтия Рафиля Гайнутдина. Председатель комиссии по изучению общественных процессов и противодействию исламофобии, член Экспертного совета при Совете муфтиев России.



С.М.: Какими главными причинами было обусловлено создание в Москве научно-просветительского центра «Аль-Васатыйя - умеренность» (Россия), филиала Международного кувейтского центра?


А.В.П.: Интеллектуальная часть российской мусульманской общественности, а также и Администрация Президента РФ, увидели в Международном Центре «Аль-Васатыйя» (Кувейт) позитивное направление в исламе, которое стоит выше споров разных школ и течений, опираясь непосредственно на кораническое понятие «равновесия», «баланса», «золотой середины». В последние десятилетия уклонения в разного рода крайности, радикализм, стали чуть ли не нормой, поэтому возвращение к подлинной норме мусульманского поведения пришлось выделить, акцентировать на нем внимание, призывать к нему. Кстати, самое подходящее слово в русском языке - умеренность, от корня «мера». Антипод - чрезмерность. В данном случае речь идет о мере, установленной Аллахом Всевышним.
В Кувейте борьба за возвращение от крайностей и радикализма к подлинному исламу принесла существенную пользу. В нашей стране это оценили - не случайно же Президент России в 2010 году наградил первого заместителя министра по делам религий Кувейта д-ра Аделя аль-Фаляха Орденом Дружбы именно за его общественную религиозную деятельность. С этого года и начал функционировать научно-просветительский центр «Аль-Васатыя - умеренность» в России.


С.М.: Проведение и поддержка в организации первой в истории России мероприятия,‒ Международной богословской конференции в Москве «Исламская доктрина против радикализма», можно ли рассматривать как повышение статуса ислама в формате государственной политике России?


А.В.П.: Пока о политике говорить рано: государство лишь присматривается к результатам, многое зависит от того, как будет реализовываться принятая Московская Богословская Декларация. Но первый важный шаг сделан.

С.М.: «Аль-васатыйя ‒ умеренность» является одним из организаторов конференции, итоги соответствуют Вашим ожиданиям? Декларация, ‒ светский документ, с ним должны будут работать мечетях. Как бы Вы прокомментировали принятие не исламской фетвы, а Декларации?


А.В.П.: Итоги превзошли наши ожидания. Мы просили фетву в трех частях или три фетвы по вопросам правильного шариатского применения важнейших понятий («джихад», «такфир» и «халифат» - С.М.). Но получили Декларацию. Предоставлю слово Первому заместителю министра по делам вакфов Кувейта, председателю Оргкомитета Московской конференции доктору Аделю аль-Фаляху, который так разъяснил роль и значимость принятой Московской Богословской Декларации по вопросам джихада, такфира и халифата:


«Тот документ, принятием которого завершилась Конференция, имеет характер расширенной фетвы, для которой более подходят такие термины, как «декларация», «разъяснение». Это устоявшиеся в исламском богословии коранические термины, как о том сказано в священном Коране, в суре «Семейство Имрана»: «Это есть разъяснение людям, верное руководство и назидание для богобоязненных».


Они несут в себе смысл более широкого и фундаментального разъяснения шариатских положений, нежели просто единичная фетва. Поскольку фетва касается отдельных случаев и ситуаций в жизни мусульманина, причем на ограниченном отрезке времени. Кроме того, отдельная фетва по частному вопросу может меняться с изменением той ситуации, которой она касалась или с истечением времени.


Что же касается того широкого разъяснения, той декларации, которая была принята нами на Конференции, то она раскрывает верующим фундаментальные основы и принципы, изложенные в Коране и Сунне относительно того, как должны понимать мусульмане те вопросы, которые были вынесены на обсуждение.


Это основы шариата, это методология исламского фикха в вопросах джихада, такфира и халифата, а также в вопросах проявления дружелюбия, мирного сосуществования с представителями других религий. Эти фундаментальные основы исламской религии не подвержены изменениям с истечением времени и изменением той или иной общественной ситуации, как это имеет место в случае с отдельной фетвой по частному вопросу жизни мусульман.


В этих фундаментальных принципах, которые изложены нами в Декларации нет никакого разногласия между исламскими учеными, по ним со стороны мусульманских правоведов существует единодушное согласие, или «иджма», говоря языком исламского богословия. Оттого, принятый на Конференции итоговый документ, вне всякого сомнения, намного фундаментальнее, серьезнее и выше отдельной фетвы, ограниченной временными, географическими рамками и рамками отдельной социальной или политической ситуации.
Таким образом, данная Декларация отражает обязательные для следования со стороны верующих шариатские принципы. Опять-таки, в отличие от отдельной фетвы, следование которой для каждого мусульманина является добровольным, но не обязательным делом.
Декларация является ясным и недвусмысленным разъяснением коранических принципов, в отношении которых не существует разногласия между учеными. Она адресована той мусульманской молодежи, которая увлеклась радикальными толкованиями правовых положений ислама, впадает в крайности и встает на путь терроризма.


Это ясный и неопровержимый шариатский довод, отличающийся полнотой охвата проблем, с которыми столкнулось сегодня российское мусульманское сообщество. Он отличается неоспоримостью в силу своей опоры на коранические положения и единогласного согласия с ним всех исламских ученых».


С.М.: Какие положительные тенденции Вы усматриваете в итоговом документе? Планируется ли проведение конференций в России в таком представительном формате?


А.В.П.: Декларация уже востребована: в Чечне, в Дагестане прошли слушания по Декларации, все ждут издания материалов Конференции, на днях они должны выйти в типографии, электронный текст имеется на нашем сайте, «Аль-васатыйя-умеренность». В таком формате провести международную конференцию очень трудно. И дорого. Думаю, что в более легком формате подобные конференции будут, если Бог даст.


С.М.: В течение двух дней в Москве (затем в Грозном) главные улемы, авторитеты шариатского мира проповедовали коранические знания, основывались на фактах, к каким последствиям приводит во всем мире искажение смыслов исламских норм. Было впечатление, что их устами глаголит истина. Шейхи легко согласились на приезд в светскую Россию и участие в Московской богословской конференции? (Доклады их стоило бы издать - С.М.).

А.В.П.: Не так легко. Зарубежные гости отмечали, что даже на крупных конференциях в арабских странах редко можно увидеть столько улемов вместе. Огромная заслуга доктора Аделя аль-Фаляха (Первый заместитель министра вакуфов и исламских дел Кувейта), который сумел всех их собрать благодаря своему личному авторитету и любви к нашей стране - России. Кроме того, и это очень серьезный фактор, сегодня довольно неблагоприятный фон для проведения таких мероприятий в России, - в арабской среде есть острые вопросы к нашей стране в связи с ситуацией в Сирии, и МИД России по этой причине занял выжидательную позицию в отношении нашего форума. Нам, организаторам, надо было уйти от этих и иных подобных политических вопросов на конференции, которой мы хотели придать чисто богословский характер. И, хвала Всевышнему, это удалось.


С.М.: Исламская религия в России является духовной и исторической наследственностью, и это не прерывается, государство финансирует и создает условия развития религии, думаю, что исламское сообщество это осознает и оценивает. Каким Вы видите механизм применения Декларации в структурах исполнительной власти, работающих с молодежью, с разными слоями общества?


А.В.П.: Государство никак не участвовало в подготовке документов в ходе конференции, ‒ все принятые положения являются богословскими и написаны улемами, практически полностью еще в Кувейте. Конференция принимала итоговый документ как факт, констатировала его наличие и констатировала его значимость. Непосредственно применять на практике Декларацию в первую очередь должны российские муфтии и имамы.

С.М.: В Северо-Кавказском регионе социальный мир взорван ваххабитами радикального толка, ситуация вышла из-под контроля практически всех институтов. Уничтожение последних стабильности не прибавляет на Кавказе. Ислам, как духовный фактор мог бы вернуть радикально настроенную молодежь к социальному миропорядку?

А.В.П.: Ваххабизм ‒ довольно искусственный и бессодержательный термин, которым в пропагандистских целях обозначают всё негативное в исламе. Если говорить о научном подходе, то имеются три беды: такфиризм, джихадизм и халифатизм, которыми исчерпываются все виды радикальных сект и течений. Именно этим проблемам мы и посвятили конференцию, по ним наш российский Центр Аль-Васатыйи сформулировал вопросы (системный подход заслужил высокую оценку улемов), и именно по этим вопросам принята Богословская Декларация.


Причины возникновения радикализма в российской мусульманской среде, Вы правы, различны, и богословская сторона - не первая из них. Есть социальные и экономические предпосылки, есть чисто политические причины, а потом уже, когда эти причины породили последствия, находятся исполнители среди мусульман, которые »подверстывают» под новые задачи богословие, выбирая из него, нередко методом наперсточничества, »подходящие» далили (богословские аргументы). В наших силах было только лишить «религиозных наперсточников» широкого поля для обмана молодежи путем завлечения ее в бандитизм под видом утопической романтики и благородной борьбы за справедливость. Декларация разъясняет молодежи подлинное учение ислама в устах большинства ученых исламского мира. И, хвала Аллаху, это удалось!


С.М.: Али-Вячеслав Сергеевич, Вы не считаете, что духовенство проглядело деструкцию мусульманского сообщества в эпоху политических перемен? «Ал-васатыйя - умеренность», какие работы планирует и в каком формате?


А.В.П.: В исламе нет «духовенства». В исламе есть ученые ‒ лидеры, за которыми следуют, есть администраторы ‒ руководители и аппарат разных управлений и центров, и есть верующие, ждущие знаний. Я не знаю ни одного мусульманина в России, который бы утверждал, что в России много ученых или что слово администраторов имеет вес в богословии. Целенаправленной работы по богословскому разоблачению радикализма в нашей стране не было, и прошедшая конференция стала первым шагом в этом направлении. Сейчас разрабатываем широкую программу действий.


С.М.: Как Вы считаете, возможен ли диалог с радикальными исламистами за рамками конференции?



А.В.П.: На конференции нужно было посовещаться меж собой суннитским ученым, не принадлежащим к каким-то крайним сектам и радикальным обособившимся течениям. Теперь путь открыт для диалога.


С.М.: Спасибо за ответы.

Примечание:


Полосин, В. С. Миф. Религия. Государство : Исслед. полит. мифологии / Вячеслав Полосин.М. : Ладомир, [1999?].


Полосин, В. С. Прямой путь к Богу / Али Вячеслав Полосин. - М. : Ладомир, 2000.
Полосин, А. В. (Полосин, В. С.) Преодоление язычества : Введ. в философию монотеизма : Учеб. пособие для учащихся сред. спец. и высш. гуманитар. и техн. учеб. заведений по курсам: «История религиоз. учений», Сравн. религиоведение", Основы монотеист. философии" / А. В. Полосин. - М. : Ладомир, 2001.


Полосин В. С. «Почему я стал мусульманином. Прямой путь к Богу». - М.: «Прямой путь», 2004 г.


Полосин А. В.Евангеоие глазами мусульманина. - М.: Умма, 2006.
Статьи

СТАТЬИ:


Али Вячеслав Полосин Союз мусульманских и православных - Основа стабильности Российской Федерации // Журнал «Минарет» № 1 (004) 2005


Али Полосин Богословские основания отношения мусульман к христианам и иудеям// Журнал «Минарет» № 1-2 (15-16) 2008


Али Вячеслав Полосин Сравнительный взгляд на доктрины РПЦ и мусульман о правах человека // ISLAMRF. 12.03.2009.


Али Вячеслав Полосин «Ротшильды сделали очередной ход» // Газета Взгляд. ру, 15.04.2011






Светлана Мамий, спецкор. Caucasus Times. Москва