«Свой взгляд» Бориса Стомахина

«Свой взгляд» Бориса Стомахина
Виртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль»
Борис Стомахин после освобождения из тюрьмы в сентябре 2019 г.
Фото с сайта Радио Свобода
Арам Аствацатуров: Борис, благодарю за принятое приглашение в наше виртуальное сообщество и надеюсь, мы поговорим интересно. Разность мнения не причина для конфликта, а повод к интересной дискуссии. Тема нашего интервью «Свой взгляд».
Борис, Вы признаете этническую солидарность определенных народов, но отказываете в возможности этнической солидарности самого крупного народа на территории бывшего СССР – русского. Откуда у вас такая предвзятость к русскому и другим народам?
Борис Стомахин: Я думаю, что русские и все прочие народы созданной ими империи не могут быть поставлены на одну доску, они изначально находятся в неравном положении. Если русские хотят создать свое национальное государство, то пусть строят его на своих исконных этнических землях, в междуречье Волги и Оки. Все попытки русских заявлять, что, мол, они якобы законные хозяева на территории всей «Большой России», или СССР, или других обозначений их империи, и что живущие там коренные народы якобы должны признать главенство и командование над собой русских, должны вопреки своим национальным интересам сохранять эту колониальную империю, – это великодержавный шовинизм, имперство и, в определенном смысле, мазохизм, с реальными национальными интересами русских ничего общего не имеющие. Русские в России всегда были лишь расходным материалом, которого их цари и генсеки не жалели для цементирования империи. Имперство и национализм вообще противоположные понятия. Национальная солидарность русских пусть будет у русских дома, а не на захваченных ими чужих землях!
Арам Аствацатуров: Борис, абсолютной справедливости никогда не было и никогда не будет, но есть стремление к справедливости, и по этому стремлению определяется положение государства по отношению к своим гражданам. По этому принципу стремления в какой последовательности Вы бы разместили государства постсоветского пространства?
Борис Стомахин: Я вообще скептически отношусь к понятию «справедливость», ибо оно чисто субъективно. Я считаю, что государство должно соблюдать права и свободы своих граждан и не имеет права вмешиваться в их частную жизнь. И по этому принципу государства бывшего СССР четко делятся на две большие группы: свободные и несвободные. Страны Балтии соответствуют критериям свободных и демократических стран настолько, что приняты в ЕС и НАТО; Украина и Грузия стремятся к тому же, и если не так далеко продвинулись на этом пути, то причины тому скорее внешние, чем внутренние. В принципе, по этому же пути движется и Молдова. Другая, более многочисленная группа стран – это тирании и диктатуры, возникшие в России, Беларуси, странах Средней Азии и Казахстане. Там государство – всё, а отдельный человек – ничто, государство нагло вмешивается в частную жизнь своих граждан и стремится контролировать каждый их шаг. Разумеется, и демократические страны не абсолютно идеальны, и в диктатурах происходят порой революции и решительные перемены к лучшему. Но вместо туманного понятия «справедливость» я использую критерий соблюдения государством прав и свобод своих граждан, ибо государство и есть по определению главный нарушитель этих прав и свобод.
Арам Аствацатуров:  Борис, то государство, которое Вы представляете в своём воображении, какими тезисами Вы бы охарактеризовали?
Борис Стомахин: Если честно, я предпочел бы обойтись вообще без государства.  Я не считаю, что без полицейско-бюрократической машины человек не сможет прожить. По-моему, свободная самоорганизация людей, принцип полной добровольности всех отношений в обществе, отношений, сводимых к принципу купли-продажи товаров и услуг, – это гораздо лучше, чем всякого рода «священные долги», «традиционные ценности», «духовные скрепы» и т. п. мусор, охраняемый полицейско-бюрократическим аппаратом при помощи дубинок, тюрем, расстрелов и т. п. вещей.
То бишь, чем меньше государства – тем лучше. Чем меньше государства – тем больше свободы. Если же практика покажет, что уж совсем, совершенно без государства обойтись все же не получится – то пусть это государство будет минимальным, как можно более незаметным, как можно меньше ущемляющим права и свободы своих граждан. Пусть оно выполняет только чисто технические функции – и только там, где без него уж совсем никуда…
Арам Аствацатуров:  Борис, что, кроме страха в Божий суд и уголовного наказания, способно сдержать человека от античеловеческих поступков?
Борис Стомахин: Ну, в бога я не верю, а в существовании громоздкого государственного аппарата репрессий, в контроле власти и госбюрократии за людьми якобы ради их же безопасности и защиты от преступников – тоже ничего хорошего нет. Госбюрократия, особенно та, что в погонах, всегда заботится только о своих кастовых, корпоративных интересах, но всегда делает это под видом заботы о гражданах, только и ищет, кого бы еще и от чего бы «спасти» и «защитить»…
Я считаю, что хорошим сдерживающим фактором против преступников была бы полная легализация оружия и его свободная продажа. У потенциальных жертв появилась бы возможность защищать себя самостоятельно, не дожидаясь приезда полиции (которая труп уже все равно не воскресит) и не попадая в зависимость от нее. Или, например, правильно было бы, чтобы государство не совало свой нос в частные отношения обидчика и его жертвы – и тем самым давало бы им шанс выяснить все спорные вопросы при помощи дуэли, один на один. В России же выжившего на дуэли немедленно посадят по 105-й статье УК как убийцу, а его секундантов – как пособников и соучастников, ибо государство не хочет уступить ни пяди своего контроля за гражданами.
Арам Аствацатуров: Борис, как Вы относитесь к выражению «народ, который не кормит собственную армию, будет кормить чужую армию»?
Борис Стомахин: Сложный вопрос.  Прежде всего, возникает мысль, что формула эта очень архаичная, отражающая реальность совсем других эпох, когда завоевательные войны в Европе были нормой. После ВОВ  Запад изменился настолько кардинально, что ничего подобного там и представить нельзя, то бишь – армии можно распускать, вышеприведенная формула про них становится совершенно неактуальна…
И вот тут-то в сознание вдруг врывается мысль: а как же Россия??!! Ведь за последние 20 лет Россия и ее армия сперва убивали чеченский народ в Ичкерии, потом напали на Грузию и почти до Тбилиси дошли, потом захватили украинский Крым, потом напали на Украину и оторвали часть Донбасса… Потом обнаружились хакерские атаки России на выборы в демократических странах, вмешательство русских спецслужб, шпионские сети и базы в Европе, убийства и отравления… Возник даже термин: «гибридная война», – то есть война именно России против всего цивилизованного мира. В итоге получается, что приведенная в вопросе формула сегодня чрезвычайно актуальна для европейских стран, которые после 2014 года вынуждены были спешно наращивать свои военные бюджеты и модернизировать свои армии, полураспущенные за ненадобностью в 90-е годы. Или Запад восстановит свою военную мощь и даст Москве сокрушительный отпор – или народам Европы придется опять кормить эту оккупационную русскую армию, как они кормили ее во 2-й половине ХХ века.
Арам Аствацатуров:  Борис, не кажется ли Вам, что в любой гонке вооружения заинтересованы, прежде всего, крупные производители вооружения, НИИ, разрабатывающие новые виды оружия и финансируемые из бюджета?
Борис Стомахин: Я вполне допускаю, что производители оружия, НИИ и пр. могут быть в гонке вооружений заинтересованы. Но я несколько иначе расставляю акценты: о том, что они ПРЕЖДЕ ВСЕГО в ней заинтересованы, обычно говорят пацифисты разного рода, и подразумеваемый вывод из этого – что вообще всякое оружие и всякая война есть абсолютное зло. Между тем, с таким подходом я согласиться не могу, есть немало ситуаций и в истории, и в современности, когда для целого народа, для страны, для цивилизации и т. д. именно война и победа в ней оказывались единственным выходом. Америка вела войну за независимость против Англии. Израиль ведет войны практически всю свою историю. Там и там выиграть войну – было вопросом жизни и смерти для народа и его государства. Сегодня такая же ситуация в Украине: залог жизни для нее – не «минские соглашения» и не «нормандские форматы», а только и исключительно военная победа над агрессором, взятие Донецка и Луганска и закрытие границы с Россией. В этой и подобных ситуациях мне все равно, будут ли в войне заинтересованы производители оружия и сколько прибылей они получат: оружие нужно не только им, в первую очередь оно нужно народу для защиты своей независимости!
Арам Аствацатуров: Борис, а каково Ваше отношение к мини-империям, таким, как Украина, Азербайджан, Грузия? Считаете ли Вы, что русские на Донбассе и в Крыму, осетины и абхазцы в Грузии, армяне в Азербайджане освободились от имперского влияния и давления в этих, пусть даже, мини-империях?
Борис Стомахин: Если честно, я совершенно не вижу, где, каким образом и с какого боку Украина, Грузия и Азербайджан являются «мини-империями»! Если, м. б., еще про ситуацию в Азербайджане я могу не знать каких-то деталей, слежу за тамошними делами не так уж пристально, то определение Украины и Грузии как “мини-империй” для меня более чем странно. Что касается русских на Донбассе и в Крыму – они проявили просто феерический идиотизм (особенно в Крыму), освободившись от украинского «безвиза» с ЕС и сведя зато тесное знакомство с такими реалиями, как ФСБ, центры «Э», российские «суды», которые судами не являются, российская тоталитарная бюрократия, полицейщина, все под себя подминающее российское самодержавное государство…
Если русские так уж прямо страдали все эти десятилетия без России в Крыму и на Донбассе – им никто не мешал собрать вещички и уехать в Россию, где пустой земли и брошенных деревень с лихвой хватит на то, чтобы их всех разместить. «Чемодан, вокзал, Россия!» – как говорится. Но нет, им хотелось устроить себе Россию, не сходя с насиженного места, на чужой земле, которую они захватили сколько-то веков назад и потому привыкли считать ее своей. Теперь по их вине в Крыму разворачивается очередная трагедия крымских татар, их массово репрессируют, сажают по вымышленным обвинениям на громадные сроки – фактически только за то, что они татары и мусульмане, что их не удастся убедить в мазохистской сладости путинской диктатуры, как убеждены в ней русские. И что будет дальше с крымскими татарами, оставшимися в Крыму, неизвестно – на зато очевидно, что, как и в случае с чеченцами, русские и их империя не прощают те народы, которым они когда-то причинили зло, и возвращаются на место старого геноцида для проведения нового.
Что касается Грузии, то 20% ее территории оккупировано ныне Россией – и я все, что только в моих силах, готов сделать и сделаю для того, чтобы эти 20% вернулись под контроль Грузии. Если осетинам не нравилось там жить – они точно так же, как и русские из Крыма, имели полную возможность уехать в Северную Осетию. А уж если, как это демагогически делала Москва в 2008, оправдывая свою агрессию против Грузии, говорить о какой-либо независимости и национальной государственности осетин – то не мифического «юго-осетинского народа», как тогда врала Москва, а о независимости и отдельном национальном государстве ВСЕХ осетин, состоящем из Осетии как Северной, так и Южной!!! Но уже только за мысли и разговоры об отделении Северной Осетии от РФ, как известно, по русскому уголовному кодексу полагается до 5 лет лагерей по статье 280.1. И русские во главе со своим Путиным, как мы видим, вопреки пословице, и в Крыму, и на Донбассе, и в Грузии усердно роют соседям яму, в которую больше всего боятся попасть сами. Лицемерие, наглость и цинизм русской империи отвратительны – но это не феномен чисто путинского режима, это имманентное свойство русской колониальной империи во все века ее существования. Куда уж там каким-то другим, мифическим «мини-империям»!
Арам Аствацатуров:  Борис, продолжая разговор об империях, нельзя не вспомнить Турцию. Истребление в Турции коренных народов имело поистине огромные масштабы; несколько миллионов армян, несколько миллионов греков, сотни тысяч езидов, сотни тысяч ассирийцев, грузин, болгар, сербов, сотни тысяч заза, мусульман алевитов, сотни тысяч курдов суннитов, десятки тысяч русских молокан… Причем, кроме русских молокан, все народы являются коренными. И это ни в какое сравнение не идет с действиями России во все исторические периоды. Борис, каково Ваше отношение к Турецкой империи?
Борис Стомахин: Ну, я бы не стал утверждать столь решительно, что прямо ни в какое сравнение не идет, тем паче, что русская-то империя – это ведь не только монархия Романовых, это и СССР, и нынешняя РФ, между прочим, тоже. Но, тем не менее, я, безусловно, отрицательно отношусь и к турецкой империи, проводившей геноцид такого количества народов. Я думаю, передовые страны мира должны были бы признать эти события актами геноцида (при этом, замечу в скобках, я решительно против законов, принимаемых в странах ЕС и карающих за отрицание геноцида армян – так как это грубое нарушение свободы слова, а армянам от такого закона ровно ничего не прибавится).
Между прочим, ситуация в Турции и сейчас далека от нормальной: после неудавшегося военного переворота 2016 года было арестовано громадное количество людей, переполнены все тюрьмы, и хотя о дальнейшей судьбе большинства из них пресса не пишет, нет оснований надеяться, что их судьба сложится удачно. Всю вторую половину 2016 года, суда по СМИ, в Турции царил настоящий государственный террор. Наследие Ататюрка, светская демократическая Турция, похоже, отходит в прошлое, нынешние власти проводят курс на ее исламизацию, что тоже крайне прискорбно. И признание миром геноцида армян и прочих народов – это что-то вроде иголки, в которой спрятана кощеева смерть, это то, чего турецкие власти реально боятся и на что реагируют очень нервно.
Арам Аствацатуров:  Борис, должны ли государства, в общем, и Россия, в частности, укреплять границы для предотвращения проникновения иностранных граждан, товаров, влияния иной культуры, веры?
Борис Стомахин: Насчет России – я думаю, в обозримом будущем ее ждет неизбежный распад, независимо от того, будет она укреплять свои границы или нет. И я могу этот ее грядущий распад только приветствовать! Что же до других государств – конечно, не пускать к себе тех или иных иностранцев – есть право каждого государства. Я, например, поддерживаю решение восточноевропейских стран не пускать к себе арабских и т. п. мигрантов по квотам, которые им пытался навязать Евросоюз. Да и Германии стоило бы перестать их принимать, ведь ясно же, что эти толпы рвутся туда не столько от каких-то страданий или преследований у себя дома, сколько за жирным немецким социалом, позволяющим жить, не работая.
Насчет же товаров и всего остального – я против запрета на ввоз товаров, против вообще существования таможни как института. Я решительно против запретов или преследований людей иной веры, так как это грубо нарушает свободу совести. (Не надо ограничивать исламистов на Западе в их религиозных правах – но не надо и впускать их на Запад!) Я против вмешательства и контроля государства в области, как частной жизни граждан, так и в области экономики, бизнеса и т. д. Против любых преследований людей за их слова, мысли, убеждения, верования и т.д. Если действия людей еще в каких-то случаях могут представлять для государства и правительства опасность, то на мысли, слова и пр. никакой контроль и никакое превентивное их подавление распространяться не должно категорически. Я слишком хорошо знаю вздорность таких опасений государства, параноидальность его страхов, жестокость его тюремщиков и бессилие его противников на собственном долгом опыте.
Россия и в этой сфере, как и во многих других, являет собой наиболее яркий и вопиющий антипример. Преследуя «иностранных агентов» в лице умереннейших правозащитников-ненасильников или сажая «Свидетелей Иеговы» как конкурентов РПЦ, Россия думает такими мерами преодолеть некое (мифическое) западное влияние и укрепить свой режим против (мифических) западных козней. Но на самом деле такая политика парадоксальным образом только ускорит в какой-то момент ее развал – ибо, слишком усердно «закручивая гайки», можно сорвать резьбу!..
Арам Аствацатуров: Борис, спасибо за беседу. Я не могу пожелать Вам  успехов, так как думаю диаметрально противоположно, но благодарю Вас за искренние ответы.
Примечание редакции
Стомахин Борис Владимирович – оппозиционный блогер, публицист, трижды осужденный за свои высказывания. В общей сложности он отсидел за них 12 лет тюрьмы.
Европейский суд по правам человека неоднократно указывал на нарушение российскими властями в делах против Стомахина права на свободу выражения мнений. В 2018 году он получил от ЕСПЧ компенсацию за первый приговор. Суд признал, что Россия нарушила право на свободу выражения мнения, и обязал выплатить осужденному 12,5 тысячи евро за моральный ущерб. При этом в ЕСПЧ признали, что материалы, написанные Стомахиным, содержат призывы к насилию и оправдывают терроризм. Еще два дела Стомахина в Страсбурге ожидают рассмотрения.
Из заявления правозащитного центра «Мемориал» по Борису Стомахину:
«Очевидно, что в отношении Стомахина происходит показательная судебная расправа, сопоставимая по своей жестокости (если не превышающая её) с наказаниями, которые зачастую получают в нашей стране лица, виновные в насильственных преступлениях разной тяжести. Никаких причин для такой суровости, кроме политических, по-видимому, нет; каково бы ни было наше отношение к публицистике Стомахина, необходимо признать, что его преследуют не столько за её человеконенавистническое содержание, сколько за противовластную направленность. Таким образом, Правозащитный центр «Мемориал» вынужден  констатировать, что сопровождающееся многочисленными нарушениями уголовное преследование Бориса Стомахина и вынесенный ему приговор в значительной степени обусловлены политическими мотивами».
ПОДДЕРЖАТЬ ВЕСТНИК CIVITAS
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен
ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «МЫСЛЬ»
23.12.2019  http://vestnikcivitas.ru/pbls/4240

«Свой взгляд» Бориса СтомахинаВиртуальный Дискуссионный Клуб «Мысль»
Борис Стомахин после освобождения из тюрьмы в сентябре 2019 г.Фото с сайта Радио Свобода
Арам Аствацатуров: Борис, благодарю за принятое приглашение в наше виртуальное сообщество и надеюсь, мы поговорим интересно. Разность мнения не причина для конфликта, а повод к интересной дискуссии. Тема нашего интервью «Свой взгляд».
Борис, Вы признаете этническую солидарность определенных народов, но отказываете в возможности этнической солидарности самого крупного народа на территории бывшего СССР – русского. Откуда у вас такая предвзятость к русскому и другим народам?
Борис Стомахин: Я думаю, что русские и все прочие народы созданной ими империи не могут быть поставлены на одну доску, они изначально находятся в неравном положении. Если русские хотят создать свое национальное государство, то пусть строят его на своих исконных этнических землях, в междуречье Волги и Оки. Все попытки русских заявлять, что, мол, они якобы законные хозяева на территории всей «Большой России», или СССР, или других обозначений их империи, и что живущие там коренные народы якобы должны признать главенство и командование над собой русских, должны вопреки своим национальным интересам сохранять эту колониальную империю, – это великодержавный шовинизм, имперство и, в определенном смысле, мазохизм, с реальными национальными интересами русских ничего общего не имеющие. Русские в России всегда были лишь расходным материалом, которого их цари и генсеки не жалели для цементирования империи. Имперство и национализм вообще противоположные понятия. Национальная солидарность русских пусть будет у русских дома, а не на захваченных ими чужих землях!
Арам Аствацатуров: Борис, абсолютной справедливости никогда не было и никогда не будет, но есть стремление к справедливости, и по этому стремлению определяется положение государства по отношению к своим гражданам. По этому принципу стремления в какой последовательности Вы бы разместили государства постсоветского пространства?
Борис Стомахин: Я вообще скептически отношусь к понятию «справедливость», ибо оно чисто субъективно. Я считаю, что государство должно соблюдать права и свободы своих граждан и не имеет права вмешиваться в их частную жизнь. И по этому принципу государства бывшего СССР четко делятся на две большие группы: свободные и несвободные. Страны Балтии соответствуют критериям свободных и демократических стран настолько, что приняты в ЕС и НАТО; Украина и Грузия стремятся к тому же, и если не так далеко продвинулись на этом пути, то причины тому скорее внешние, чем внутренние. В принципе, по этому же пути движется и Молдова. Другая, более многочисленная группа стран – это тирании и диктатуры, возникшие в России, Беларуси, странах Средней Азии и Казахстане. Там государство – всё, а отдельный человек – ничто, государство нагло вмешивается в частную жизнь своих граждан и стремится контролировать каждый их шаг. Разумеется, и демократические страны не абсолютно идеальны, и в диктатурах происходят порой революции и решительные перемены к лучшему. Но вместо туманного понятия «справедливость» я использую критерий соблюдения государством прав и свобод своих граждан, ибо государство и есть по определению главный нарушитель этих прав и свобод.
Арам Аствацатуров:  Борис, то государство, которое Вы представляете в своём воображении, какими тезисами Вы бы охарактеризовали?
Борис Стомахин: Если честно, я предпочел бы обойтись вообще без государства.  Я не считаю, что без полицейско-бюрократической машины человек не сможет прожить. По-моему, свободная самоорганизация людей, принцип полной добровольности всех отношений в обществе, отношений, сводимых к принципу купли-продажи товаров и услуг, – это гораздо лучше, чем всякого рода «священные долги», «традиционные ценности», «духовные скрепы» и т. п. мусор, охраняемый полицейско-бюрократическим аппаратом при помощи дубинок, тюрем, расстрелов и т. п. вещей.
То бишь, чем меньше государства – тем лучше. Чем меньше государства – тем больше свободы. Если же практика покажет, что уж совсем, совершенно без государства обойтись все же не получится – то пусть это государство будет минимальным, как можно более незаметным, как можно меньше ущемляющим права и свободы своих граждан. Пусть оно выполняет только чисто технические функции – и только там, где без него уж совсем никуда…
Арам Аствацатуров:  Борис, что, кроме страха в Божий суд и уголовного наказания, способно сдержать человека от античеловеческих поступков?
Борис Стомахин: Ну, в бога я не верю, а в существовании громоздкого государственного аппарата репрессий, в контроле власти и госбюрократии за людьми якобы ради их же безопасности и защиты от преступников – тоже ничего хорошего нет. Госбюрократия, особенно та, что в погонах, всегда заботится только о своих кастовых, корпоративных интересах, но всегда делает это под видом заботы о гражданах, только и ищет, кого бы еще и от чего бы «спасти» и «защитить»…
Я считаю, что хорошим сдерживающим фактором против преступников была бы полная легализация оружия и его свободная продажа. У потенциальных жертв появилась бы возможность защищать себя самостоятельно, не дожидаясь приезда полиции (которая труп уже все равно не воскресит) и не попадая в зависимость от нее. Или, например, правильно было бы, чтобы государство не совало свой нос в частные отношения обидчика и его жертвы – и тем самым давало бы им шанс выяснить все спорные вопросы при помощи дуэли, один на один. В России же выжившего на дуэли немедленно посадят по 105-й статье УК как убийцу, а его секундантов – как пособников и соучастников, ибо государство не хочет уступить ни пяди своего контроля за гражданами.
Арам Аствацатуров: Борис, как Вы относитесь к выражению «народ, который не кормит собственную армию, будет кормить чужую армию»?
Борис Стомахин: Сложный вопрос.  Прежде всего, возникает мысль, что формула эта очень архаичная, отражающая реальность совсем других эпох, когда завоевательные войны в Европе были нормой. После ВОВ  Запад изменился настолько кардинально, что ничего подобного там и представить нельзя, то бишь – армии можно распускать, вышеприведенная формула про них становится совершенно неактуальна…
И вот тут-то в сознание вдруг врывается мысль: а как же Россия??!! Ведь за последние 20 лет Россия и ее армия сперва убивали чеченский народ в Ичкерии, потом напали на Грузию и почти до Тбилиси дошли, потом захватили украинский Крым, потом напали на Украину и оторвали часть Донбасса… Потом обнаружились хакерские атаки России на выборы в демократических странах, вмешательство русских спецслужб, шпионские сети и базы в Европе, убийства и отравления… Возник даже термин: «гибридная война», – то есть война именно России против всего цивилизованного мира. В итоге получается, что приведенная в вопросе формула сегодня чрезвычайно актуальна для европейских стран, которые после 2014 года вынуждены были спешно наращивать свои военные бюджеты и модернизировать свои армии, полураспущенные за ненадобностью в 90-е годы. Или Запад восстановит свою военную мощь и даст Москве сокрушительный отпор – или народам Европы придется опять кормить эту оккупационную русскую армию, как они кормили ее во 2-й половине ХХ века.
Арам Аствацатуров:  Борис, не кажется ли Вам, что в любой гонке вооружения заинтересованы, прежде всего, крупные производители вооружения, НИИ, разрабатывающие новые виды оружия и финансируемые из бюджета?
Борис Стомахин: Я вполне допускаю, что производители оружия, НИИ и пр. могут быть в гонке вооружений заинтересованы. Но я несколько иначе расставляю акценты: о том, что они ПРЕЖДЕ ВСЕГО в ней заинтересованы, обычно говорят пацифисты разного рода, и подразумеваемый вывод из этого – что вообще всякое оружие и всякая война есть абсолютное зло. Между тем, с таким подходом я согласиться не могу, есть немало ситуаций и в истории, и в современности, когда для целого народа, для страны, для цивилизации и т. д. именно война и победа в ней оказывались единственным выходом. Америка вела войну за независимость против Англии. Израиль ведет войны практически всю свою историю. Там и там выиграть войну – было вопросом жизни и смерти для народа и его государства. Сегодня такая же ситуация в Украине: залог жизни для нее – не «минские соглашения» и не «нормандские форматы», а только и исключительно военная победа над агрессором, взятие Донецка и Луганска и закрытие границы с Россией. В этой и подобных ситуациях мне все равно, будут ли в войне заинтересованы производители оружия и сколько прибылей они получат: оружие нужно не только им, в первую очередь оно нужно народу для защиты своей независимости!
Арам Аствацатуров: Борис, а каково Ваше отношение к мини-империям, таким, как Украина, Азербайджан, Грузия? Считаете ли Вы, что русские на Донбассе и в Крыму, осетины и абхазцы в Грузии, армяне в Азербайджане освободились от имперского влияния и давления в этих, пусть даже, мини-империях?
Борис Стомахин: Если честно, я совершенно не вижу, где, каким образом и с какого боку Украина, Грузия и Азербайджан являются «мини-империями»! Если, м. б., еще про ситуацию в Азербайджане я могу не знать каких-то деталей, слежу за тамошними делами не так уж пристально, то определение Украины и Грузии как “мини-империй” для меня более чем странно. Что касается русских на Донбассе и в Крыму – они проявили просто феерический идиотизм (особенно в Крыму), освободившись от украинского «безвиза» с ЕС и сведя зато тесное знакомство с такими реалиями, как ФСБ, центры «Э», российские «суды», которые судами не являются, российская тоталитарная бюрократия, полицейщина, все под себя подминающее российское самодержавное государство…
Если русские так уж прямо страдали все эти десятилетия без России в Крыму и на Донбассе – им никто не мешал собрать вещички и уехать в Россию, где пустой земли и брошенных деревень с лихвой хватит на то, чтобы их всех разместить. «Чемодан, вокзал, Россия!» – как говорится. Но нет, им хотелось устроить себе Россию, не сходя с насиженного места, на чужой земле, которую они захватили сколько-то веков назад и потому привыкли считать ее своей. Теперь по их вине в Крыму разворачивается очередная трагедия крымских татар, их массово репрессируют, сажают по вымышленным обвинениям на громадные сроки – фактически только за то, что они татары и мусульмане, что их не удастся убедить в мазохистской сладости путинской диктатуры, как убеждены в ней русские. И что будет дальше с крымскими татарами, оставшимися в Крыму, неизвестно – на зато очевидно, что, как и в случае с чеченцами, русские и их империя не прощают те народы, которым они когда-то причинили зло, и возвращаются на место старого геноцида для проведения нового.
Что касается Грузии, то 20% ее территории оккупировано ныне Россией – и я все, что только в моих силах, готов сделать и сделаю для того, чтобы эти 20% вернулись под контроль Грузии. Если осетинам не нравилось там жить – они точно так же, как и русские из Крыма, имели полную возможность уехать в Северную Осетию. А уж если, как это демагогически делала Москва в 2008, оправдывая свою агрессию против Грузии, говорить о какой-либо независимости и национальной государственности осетин – то не мифического «юго-осетинского народа», как тогда врала Москва, а о независимости и отдельном национальном государстве ВСЕХ осетин, состоящем из Осетии как Северной, так и Южной!!! Но уже только за мысли и разговоры об отделении Северной Осетии от РФ, как известно, по русскому уголовному кодексу полагается до 5 лет лагерей по статье 280.1. И русские во главе со своим Путиным, как мы видим, вопреки пословице, и в Крыму, и на Донбассе, и в Грузии усердно роют соседям яму, в которую больше всего боятся попасть сами. Лицемерие, наглость и цинизм русской империи отвратительны – но это не феномен чисто путинского режима, это имманентное свойство русской колониальной империи во все века ее существования. Куда уж там каким-то другим, мифическим «мини-империям»!
Арам Аствацатуров:  Борис, продолжая разговор об империях, нельзя не вспомнить Турцию. Истребление в Турции коренных народов имело поистине огромные масштабы; несколько миллионов армян, несколько миллионов греков, сотни тысяч езидов, сотни тысяч ассирийцев, грузин, болгар, сербов, сотни тысяч заза, мусульман алевитов, сотни тысяч курдов суннитов, десятки тысяч русских молокан… Причем, кроме русских молокан, все народы являются коренными. И это ни в какое сравнение не идет с действиями России во все исторические периоды. Борис, каково Ваше отношение к Турецкой империи?
Борис Стомахин: Ну, я бы не стал утверждать столь решительно, что прямо ни в какое сравнение не идет, тем паче, что русская-то империя – это ведь не только монархия Романовых, это и СССР, и нынешняя РФ, между прочим, тоже. Но, тем не менее, я, безусловно, отрицательно отношусь и к турецкой империи, проводившей геноцид такого количества народов. Я думаю, передовые страны мира должны были бы признать эти события актами геноцида (при этом, замечу в скобках, я решительно против законов, принимаемых в странах ЕС и карающих за отрицание геноцида армян – так как это грубое нарушение свободы слова, а армянам от такого закона ровно ничего не прибавится). Между прочим, ситуация в Турции и сейчас далека от нормальной: после неудавшегося военного переворота 2016 года было арестовано громадное количество людей, переполнены все тюрьмы, и хотя о дальнейшей судьбе большинства из них пресса не пишет, нет оснований надеяться, что их судьба сложится удачно. Всю вторую половину 2016 года, суда по СМИ, в Турции царил настоящий государственный террор. Наследие Ататюрка, светская демократическая Турция, похоже, отходит в прошлое, нынешние власти проводят курс на ее исламизацию, что тоже крайне прискорбно. И признание миром геноцида армян и прочих народов – это что-то вроде иголки, в которой спрятана кощеева смерть, это то, чего турецкие власти реально боятся и на что реагируют очень нервно.
Арам Аствацатуров:  Борис, должны ли государства, в общем, и Россия, в частности, укреплять границы для предотвращения проникновения иностранных граждан, товаров, влияния иной культуры, веры?
Борис Стомахин: Насчет России – я думаю, в обозримом будущем ее ждет неизбежный распад, независимо от того, будет она укреплять свои границы или нет. И я могу этот ее грядущий распад только приветствовать! Что же до других государств – конечно, не пускать к себе тех или иных иностранцев – есть право каждого государства. Я, например, поддерживаю решение восточноевропейских стран не пускать к себе арабских и т. п. мигрантов по квотам, которые им пытался навязать Евросоюз. Да и Германии стоило бы перестать их принимать, ведь ясно же, что эти толпы рвутся туда не столько от каких-то страданий или преследований у себя дома, сколько за жирным немецким социалом, позволяющим жить, не работая.
Насчет же товаров и всего остального – я против запрета на ввоз товаров, против вообще существования таможни как института. Я решительно против запретов или преследований людей иной веры, так как это грубо нарушает свободу совести. (Не надо ограничивать исламистов на Западе в их религиозных правах – но не надо и впускать их на Запад!) Я против вмешательства и контроля государства в области, как частной жизни граждан, так и в области экономики, бизнеса и т. д. Против любых преследований людей за их слова, мысли, убеждения, верования и т.д. Если действия людей еще в каких-то случаях могут представлять для государства и правительства опасность, то на мысли, слова и пр. никакой контроль и никакое превентивное их подавление распространяться не должно категорически. Я слишком хорошо знаю вздорность таких опасений государства, параноидальность его страхов, жестокость его тюремщиков и бессилие его противников на собственном долгом опыте.
Россия и в этой сфере, как и во многих других, являет собой наиболее яркий и вопиющий антипример. Преследуя «иностранных агентов» в лице умереннейших правозащитников-ненасильников или сажая «Свидетелей Иеговы» как конкурентов РПЦ, Россия думает такими мерами преодолеть некое (мифическое) западное влияние и укрепить свой режим против (мифических) западных козней. Но на самом деле такая политика парадоксальным образом только ускорит в какой-то момент ее развал – ибо, слишком усердно «закручивая гайки», можно сорвать резьбу!..
Арам Аствацатуров: Борис, спасибо за беседу. Я не могу пожелать Вам  успехов, так как думаю диаметрально противоположно, но благодарю Вас за искренние ответы.
Примечание редакции Стомахин Борис Владимирович – оппозиционный блогер, публицист, трижды осужденный за свои высказывания. В общей сложности он отсидел за них 12 лет тюрьмы. Европейский суд по правам человека неоднократно указывал на нарушение российскими властями в делах против Стомахина права на свободу выражения мнений. В 2018 году он получил от ЕСПЧ компенсацию за первый приговор. Суд признал, что Россия нарушила право на свободу выражения мнения, и обязал выплатить осужденному 12,5 тысячи евро за моральный ущерб. При этом в ЕСПЧ признали, что материалы, написанные Стомахиным, содержат призывы к насилию и оправдывают терроризм. Еще два дела Стомахина в Страсбурге ожидают рассмотрения. Из заявления правозащитного центра «Мемориал» по Борису Стомахину: «Очевидно, что в отношении Стомахина происходит показательная судебная расправа, сопоставимая по своей жестокости (если не превышающая её) с наказаниями, которые зачастую получают в нашей стране лица, виновные в насильственных преступлениях разной тяжести. Никаких причин для такой суровости, кроме политических, по-видимому, нет; каково бы ни было наше отношение к публицистике Стомахина, необходимо признать, что его преследуют не столько за её человеконенавистническое содержание, сколько за противовластную направленность. Таким образом, Правозащитный центр «Мемориал» вынужден  констатировать, что сопровождающееся многочисленными нарушениями уголовное преследование Бориса Стомахина и вынесенный ему приговор в значительной степени обусловлены политическими мотивами».
ПОДДЕРЖАТЬ ВЕСТНИК CIVITAS  Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен

ВИРТУАЛЬНЫЙ ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «МЫСЛЬ»
23.12.2019  http://vestnikcivitas.ru/pbls/4240

Обсудить на Форуме http://galgai.com/forum/showthread.php?t=13453&p=125306#post125306

This entry was posted in Без рубрики. Bookmark the permalink.

Comments are closed.